Как мировоззрение американцев «добро против зла» разделило США и отравило отношения с Китаем

Краткое содержание статьи

  • Монотеистическое мировоззрение, стоящее за культурной войной США, также объединяет нацию в противодействии подъему Китая и защите гегемонии США.
  • Если американцы не отступят от пропасти, США рискуют столкнуться как с насильственным гражданским восстанием, так и с опасной реконфигурацией мирового порядка.

Подробности

США борются с угрозами изнутри и снаружи. Если они не смогут освободиться от манихейского мировоззрения добра и зла, американцы столкнутся с огромными трудностями в мирном сосуществовании друг с другом и с Китаем.

Исключительная сверхдержава, США также страдают присущими им недостатками. Американская одержимость огнестрельным оружием и неспособность справиться с насилием с применением огнестрельного оружия привели мир в замешательство. Каждая страна сталкивается с дилеммой абортов, но ни одна из них не пережила таких социально-политических потрясений, как в США.

Французский историк-философ Алексис де Токвиль, автор книги «Демократия в Америке», однажды заметил, что «в мире нет страны, где христианская религия сохраняет большее влияние на души людей, чем в Америке».

Действительно, клятва «Мы верим в Бога» оживляет государственное устройство США, как в лучшую, так и в худшую сторону. Например, ожесточенный спор об абортах, по общему мнению, является религиозной культурной войной.

С 1960-х годов Америка провела историческую социально-политическую реформу, предоставив гражданские права расовым меньшинствам и подтвердив сексуальное и гендерное равенство, включая знаменательное решение Роу против Уэйда о правах на аборт. Но либеральный натиск на прогрессивную, широкомасштабную Америку напряг социальную ткань страны, что привело к нынешнему консервативному сопротивлению.

Верховный суд с консервативным большинством якобы переустанавливает моральный компас Америки. Майкл Флинн, бывший советник Дональда Трампа по национальной безопасности, призвал к «единой религии» в Америке, а именно христианству. Появление белого христианского национализма привело к тому, что Министерство внутренней безопасности выпустило предупреждение о внутреннем терроризме, предупреждая о возможных гражданских беспорядках.

Несмотря на внутренние раздоры, американцы едины в противодействии подъему Китая и защите глобальной гегемонии США. Как республиканцы, так и демократы продолжают верить в явную судьбу Америки как “маяка” на холме – убеждение, основанное на христианской монотеистической теологии, согласно которой только Евангелие является светом для падшего мира.

Но есть нюансы в том, как разделенная Америка оценивает китайскую угрозу и представляет себе глобальное лидерство США.

Консерваторы склонны поносить коммунистический Китай как безбожный, аморальный режим, угрожающий христианскому образу жизни. Ради религиозного права Америка должна использовать свою мощь для поддержания мирового порядка в соответствии с христианскими ценностями.

Либералы, однако, видят в авторитарном Китае опасность для либеральных демократий. Для светских левых ответственность Америки состоит в том, чтобы сохранить мировой порядок, основанный на универсальных принципах свободы и справедливости.

По сравнению с религиозными правыми светские левые выступают за более инклюзивный, плюралистический мировой порядок. При этом либералы так же догматичны, как и консерваторы, в утверждении своей политической идеологии.

Подобно христианам, которые верят, что церковь — это единственные врата в рай, светские левые убеждены, что только либеральная демократия является политическим путем в мир, свободный от тирании. Вместо того, чтобы христианизировать неспасенных, либеральная Америка с религиозным рвением полна решимости либерализовать и демократизировать мир.

Это подводит нас к цивилизационному измерению соперничества США и Китая. Конфуцианцы политеисты, признающие множество путей к достижению добра. И эта вера основана на более широкой древнекитайской космологии инь-ян, где конфуцианцы определяют добро как бесконечный поиск гармоничного сосуществования всех вещей.

Напротив, христианская вселенная разделена на противоположные сферы, а именно на добро и зло. И, согласно библейским пророчествам, это дуалистическое напряжение в конце концов закончится апокалиптической битвой, в которой силы света восторжествуют над силами тьмы.

Для американских евангелистов предсказанная битва «последнего времени» началась, и Китай находится на неправильной стороне этой эпической борьбы между добром и злом. Светские левые высмеивают христианскую эсхатологию. Но они столь же беспощадно осуждают Китай за то, что он находится не на той стороне гипотезы «конца истории», и клеймят однопартийное китайское коммунистическое государство как экзистенциальную угрозу либеральным демократиям и США.

Но Китай — не единственный источник затруднительного положения США. Внутри Америки религиозные правые борются против якобы вседозволенного светского духа и социалистических идеологий своих левых соотечественников.

Либералы, в свою очередь, стремятся свергнуть консерваторов, опасаясь, что эрозия разделения церкви и государства может отбросить республику назад в темные века фанатизма и нетерпимости.

Культурная война Америки — это внутрицивилизационное столкновение, борьба между приверженцами монотеистического мировоззрения. И консерваторы, и либералы застряли в ловушке туннельного видения, убежденные в превосходстве своих подходов, каждый из которых презирает другого как анафему в своих противоречивых взглядах на Америку.

На периферии этого углубляющегося раскола крайне правые и крайне левые, похоже, потеряли надежду на какое-либо политическое решение обостряющихся разногласий. Слушания в Конгрессе по делу о нападении на Капитолий 6 января ясно показали, насколько близка страна к отказу от демократического процесса.

Культурная война в Америке носит на себе отметины религиозной войны. Республика, основанная как убежище для тех, кто спасается от религиозных преследований, теперь сталкивается с опасностью вызванных религией социальных потрясений.

Американцы, как консерваторы, так и либералы, должны найти выход из темного манихейского мировоззрения добра и зла. Если они не отступят от края пропасти и не подтвердят человечность своих соотечественников, поляризованные Соединенные Штаты рискуют столкнуться с жестоким социально-политическим восстанием.

И до тех пор, пока американцы, республиканцы и демократы не примут Китай в качестве равноправного партнера, изменение конфигурации мирового порядка 21 века будет оставаться напряженным и опасным.

Автор: Питер Чанг, заместитель директора Института китаеведения Малайского университета, Куала-Лумпур, Малайзия, SCMP

You might also like