Цифровая экономика Китая: разделена, но растет

Краткое содержание статьи

  • Усиление регулирования индустрии потребительских технологий в Китае серьезно повлияло на доходы компаний, что имело широкомасштабные последствия.
  • Но цифровизация промышленности, поддерживаемая государственной политикой, дает возможность для роста, что может помочь всей цифровой экономике расти в среднем на 16% в год в течение следующего десятилетия.
  • В этой заметке мы стремимся представить экономическое влияние интернет-политики в Китае сверху вниз.

Айрис Панг, главный экономист Большого Китая

Усиление регулирования индустрии потребительских технологий в Китае серьезно повлияло на доходы компаний, что имело широкомасштабные последствия. Но цифровизация промышленности, поддерживаемая государственной политикой, дает возможность для роста, что может помочь всей цифровой экономике расти в среднем на 16% в год в течение следующего десятилетия.

Подробности

В этой заметке мы стремимся представить экономическое влияние интернет-политики в Китае сверху вниз. На наш взгляд, в последние несколько лет китайское правительство начало смягчать свою позицию в отношении жесткого регулирования потребительского цифрового рынка. В то же время существует политическая поддержка цифровизации промышленности.

Мы попытаемся количественно оценить потерю доходов от регулирования на цифровом потребительском рынке, а также потенциальные выгоды от политической поддержки на цифровом промышленном рынке. Это должно дать нам некоторое представление о перспективах цифровой экономики в целом.

Данные и методология

Цифровая экономика, также известная как новая экономика или киберэкономика, призвана сделать традиционную экономическую деятельность более эффективной за счет использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ). Это также создает новую активность.

Мы различаем потребительскую и деловую стороны цифровой экономики и промышленную сторону. Это связано с тем, что Китай ввел больше правил в отношении потребительской интернет-деятельности. Напротив, цифровая индустриальная экономика выигрывает от планов 20-го съезда партии по развитию технологий.

Размер промышленности в Китае

Цифровая экономика Китая быстро росла до 2020 года, когда начали вводиться строгие правила. Цифровая экономика сначала развивалась в социальных сетях и поисковых системах, а затем расширилась до онлайн-покупок, платежей и финансовых технологий. Затем она расширилась до карт, приложений для такси и служб доставки, а затем до онлайн-игр и потоковой передачи.

Эта отрасль является источником важных данных, и искусственный интеллект был разработан для сбора, анализа и применения этих данных. На данный момент основное внимание уделяется цифровой деятельности на уровне потребителей и бизнеса. Цифровизация промышленной экономики все еще находится на ранней стадии.

Согласно официальному документу, опубликованному Китайской академией информационных и коммуникационных технологий (CAICT), в 2021 году общая цифровая экономика в Китае оценивалась в 45,5 трлн юаней, занимая второе место после США. Отношение отрасли к ВВП удвоилось в 2021 году за 10 лет до почти 40%.

Хронология интернет-политики в Китае

Источник: ING

От нескольких до многих правил

Крупные компании в цифровой экономике Китая разработали свой собственный рынок с небольшим дублированием. Например, Baidu фокусируется на поисковых системах, картах и ​​облачных хранилищах, Alibaba — на покупках, платежах и финансовых технологиях, а Tencent — на социальных сетях, платежах в своих приложениях и онлайн-играх , а также на государственных услугах.

После того, как в октябре 2020 года Джек Ма из Alibaba отметил, что регулирование в финансовой системе Китая практически отсутствует, IPO его компании Ant было отложено, и по состоянию на июнь 2022 года было принято 12 новых правил киберпространства.

Интенсивное регулирование началось с антимонопольного

Регулирование началось с реализации антимонопольного законодательства. Правительство заявило, что технологические компании злоупотребляли монопольной властью, массово собирая персональные данные и злоупотребляя доступом к ним, а также безрассудно развивая финтех.

На этом фоне правительство выпустило пакет новых законов и нормативных актов, направленных на различные аспекты потребительской цифровой экономики. Расследование в отношении Alibaba, проведенное Государственным управлением по регулированию рынка (SAMR), привело к наложению на компанию штрафов в 2022 году.

Штрафы и пени в отрасли

В этом разделе мы рассмотрим пени и штрафы, чтобы оценить денежное влияние интенсивного регулирования на отрасль. Штрафы и пени составили 303,5 млрд юаней в период с ноября 2020 года по июль 2022 года по 143 делам.

Это включает в себя отсрочку IPO Ant Group, стоимость которой оценивается в 34 миллиарда долларов. Выглядит как небольшая сумма, поскольку в 2021 году она составляла менее 1% от размера отрасли. Но имеет серьезные последствия, которые мы обсудим в последней части заметки.

Среди этих дел 140 были связаны с антимонопольным законодательством, два — с безопасностью данных и одно — с потребительским кредитованием.

Компании, обвиненные в нарушении антимонопольного законодательства, были оштрафованы всего на 500 000 юаней в каждом случае. Эти штрафы относительно невелики для вовлеченных компаний.

Регулятор оштрафовал Alibaba на 18,2 млрд юаней за нарушение закона о конкуренции в апреле 2022 года, но размер штрафа был необычным. Он был основан на 4% внутренней выручки Alibaba в 2019 году, хотя верхняя граница составляет 10% выручки.

Количественная оценка долгосрочных последствий

Тем не менее, экономический ущерб не ограничивается только штрафами и пенями. Мы сосредоточимся на двух подотраслях цифровой потребительской экономики, которые понесли самые серьезные последствия от регулирования. Одна из них — мобильные приложения, другая — веб-трансляции онлайн-продаж в режиме реального времени.

A. Предполагаемое снижение доходов от приложений в 2030 году

Произошло два инцидента с регулирующими органами, которые повлияли на доход от приложений.

  1. Во-первых, Китай запретил загружать некоторые приложения заново из-за нарушений конфиденциальности данных и безопасности. С ноября 2021 года регулирующие органы начали отслеживать приложения и приказали магазинам приложений запретить загрузку 106 мобильных приложений из-за нарушения конфиденциальности данных. Под запрет попало приложение DiDi для заказа поездок, хотя пользователи, загрузившие приложение, не пострадали и могут продолжать его использовать; запрет распространяется только на новые загрузки. Затраты для разработчиков приложений будут связаны с приведением приложений в соответствие с более строгими правилами, которые напрямую сокращают сбор данных и анализ, который может улучшить и создать новые функции для привлечения большего числа предприятий. Это также может повлиять на доходы от рекламы. Мы считаем, что стоимость запрета приложений больше связана с будущим развитием бизнеса, чем с существующим.
  2. Второй регуляторный инцидент заключается в том, что регулирующие органы ввели ограничение на время, которое дети могут проводить, играя в онлайн-игры, в том числе в мобильные игровые приложения.

На Китай пришлось 40% глобальных расходов на приложения в размере 1190 млрд юаней ( 170 млрд долларов США ) в 2021 году, что на 19% больше, чем в 2020 году. Из этих 1190 млрд юаней 68% пришлось на мобильные игры. Рост доходов от мобильных игр вырос на 15% по сравнению с 2020 годом, что медленнее, чем общий рост расходов на приложения на 19% из-за ограничений на время, которое дети могут проводить за онлайн-играми в Китае.

При оценке стоимости для отрасли мы добавляем в наш расчет параметр «медленный рост». Запрет на новые приложения и правила в отношении онлайн-игр снизили рост доходов с 2022 по 2024 год. Рост должен ускориться после того, как компании приспособятся к правилам, но темпы роста будут довольно медленными по сравнению с периодом до введения регулирования.

По нашим оценкам, расходы на приложения в Китае при текущей нормативно-правовой среде должны вырасти на 23% в период с 2021 по 2030 год. При гипотетическом предположении, что если бы не было такой ограничительной среды, темпы роста составили бы 64%. Это эквивалентно сокращению доходов на 1544 млрд юаней в период с 2021 по 2030 год.

Загрузка приложений в Китае

Источник: Statista, ING.

В. Расчетное сокращение объема продаж электронной коммерции, затронутое делами об уклонении от уплаты налогов

Маркетинг веб-трансляций в реальном времени, способствующий продажам на платформах электронной коммерции, также находился в центре внимания регулирующих органов. Продажи веб-трансляций в реальном времени в 2021 году составили 2,27 трлн юаней , что составляет 21% онлайн-продаж. На онлайн-продажи приходилось 24,5% розничных продаж в Китае, причем эта доля удвоилась по сравнению с 2014 годом. В 2021 году розничные продажи в Китае достигли 44 трлн юаней .

С начала 2022 года регулирующие органы начали проводить аудит этого подсектора, обнаружив, что данные о продажах были завышены во время веб-трансляций с целью привлечения большего числа клиентов.

Они также обнаружили, что ведущие веб-трансляций могли неправильно сообщать о своих доходах. Некоторым лидерам веб-трансляций было запрещено появляться в продажах в реальном времени. Это привело к существенному падению продаж на платформах электронной коммерции в Китае.

По нашим оценкам, продажи веб-трансляций в реальном времени упали примерно на 75% в 2022 году, но должны восстановиться в 2023 году, поскольку некоторые лидеры продаж в реальном времени возобновили работу после уплаты налогов. Этот сегмент должен частично восстановиться после выполнения нормативных требований. По нашим расчетам, потеря доходов от продаж веб-трансляций в режиме реального времени может составить 19,0 трлн юаней в период с 2022 по 2030 год, если не будет случаев уклонения от уплаты налогов.

Есть и другие подсекторы интернет-индустрии Китая, которые претерпели изменения из-за интенсивного регулирования за последние три года. Мы раскрыли только часть из-за ограничений доступности данных.

Влияние только штрафов и штрафов составило менее 1% от размера отрасли в Китае. Но последствия существенны, как показано в потенциальном сокращении доходов от регулирования.

В конечном счете, отрасль должна изменить способ своей работы и свою бизнес-модель, чтобы соответствовать нормативным требованиям. Это означает, что рост бизнеса может быть затруднен в ближайшие годы, прежде чем мы даже примем во внимание экономический спад из-за Covid и других проблем.

Расчетная потеря доходов в цифровой потребительской экономике

Источник: ING

Новые области для роста

Одной из областей роста является цифровизация производства и промышленности. Киберпространство, основанное на потреблении, было развито до более продвинутого уровня по сравнению с тем, что наблюдается в отрасли.

В 14-м пятилетнем плане подчеркивается необходимость автоматизации, применения роботов, алгоритмов и блокчейн-приложений для промышленного использования. А недавний 20-й съезд партии выделил передовые технологии как один из столпов будущего роста. Эта политика должна направить будущее киберпространства в новое русло, дав существующим интернет-компаниям возможность для роста.

Основные выгоды будут связаны с повышением эффективности производства. Большие данные будут играть важную роль, как и в потребительском киберпространстве. Недостатки в производстве и оптимизация производственных операций — это две области, в которых большие данные могут сократить время производства и повысить качество.

В 2019 году цифровая промышленная экономика составила 7,1 трлн юаней, увеличившись на 11,1% в годовом исчислении. Это было медленнее, чем рост на 14,8% в сфере услуг (в основном потребительской). По нашим оценкам, стоимость цифровой промышленной экономики в 2021 году составила 11 трлн юаней. Даже при сильном росте за последние несколько лет эта стоимость все еще невелика по сравнению с цифровой экономикой Китая в размере 45,5 трлн юаней в том же году.

Но тенденция изменится. Китай стал больше специализироваться на производстве с более высокой добавленной стоимостью, больших данных и искусственном интеллекте. Это означает, что интернет вещей может быть широко применен. Эта тенденция также частично вызвана старением рабочей силы.

Что еще более важно, 20-й съезд партии подчеркивает необходимость развития технологий для будущего развития экономики, что должно привести к буму НИОКР в области промышленных технологий, главным образом в 2024-2027 годах.

Мы не предполагаем крупных прорывов в промышленных технологиях за счет расходов на НИОКР, например, прорывов в передовых полупроводниковых микросхемах. Но некоторые результаты НИОКР могут принести пользу промышленной деятельности, например, дальнейшая роботизация и более всеобъемлющий интернет вещей.

По нашим оценкам, стоимость промышленного киберпространства может достичь 80 трлн юаней в 2030 году в реальном выражении и к 2030 году составит 40% всей цифровой экономики Китая.

Эта оценка означает, что цифровая индустриальная экономика может вырасти в девять раз в ближайшее десятилетие. Быстрый рост в этой области может означать, что цифровая экономика в целом станет более сбалансированной: к 2030 году доля потребительского сегмента составит 60%, а промышленного сегмента — 40% по сравнению с соотношением 81% к 19% в 2020 году.

Потенциальная ценность цифровой экономики в Китае к 2030 г.

Сочетая потребительский и промышленный аспекты, общая цифровая экономика может быть оценена в 99 трлн юаней к 2030 году со среднегодовым темпом роста в 16%, главным образом за счет цифровой промышленной экономики.

Расчетная стоимость цифровой экономики Китая к 2030 г.

Источник: ING

Резюме

В этой заметке установлено, что интенсивное регулирование интернет-сектора в Китае имеет более серьезные последствия, чем просто наложенные до сих пор штрафы и санкции.

Большинство нормативных актов затрагивают подсекторы цифровой потребительской экономики. Потенциальная потеря стоимости может составить около 21 трлн юаней в период с 2021 по 2030 год, что намного больше, чем штрафы и пени в размере 303,5 млрд юаней в 2020–2022 годах. Эта потеря дохода может быть отражена в меньшем количестве инноваций и креативных бизнес-идей.

В то же время цифровая индустриальная экономика может расти очень быстро, в основном за счет политической поддержки. На XX съезде партии была поставлена ​​задача создания передовых технологий китайскими компаниями. Это самоподдерживающееся намерение может увеличить стоимость цифровой промышленной экономики до 80 трлн юаней к 2030 году с 7,1 трлн юаней в 2019 году.

Для цифровой экономики основной проблемой остается неопределенность новых и более жестких правил со стороны правительства Китая как в подсекторах потребительской, так и в промышленной цифровой экономике. Также могут быть проблемы из-за глобальных правил в этом секторе.

Автор: ING Экономический и финансовый анализ, Seeking Alpha

You might also like